Корзина
Нет отзывов, добавить
+7(921)9026894
+7(921)9026894
+7(921)1851111
Оборудование и технологии для переработки отходов
Корзина
  • АРК
  • Статьи
  • Использование отходов при производстве цемента в России

Использование отходов при производстве цемента в России

Использование отходов при производстве цемента в России

РЕФЕРАТ. В статье авторы постарались ответить на основные вопросы, связанные с использованием топлива из отходов при производстве цемента:
— что проще и выгоднее использовать — продукт или отход;
— нужна ли цементному заводу лицензия на обращение с отходами, и если нужна, то как ее получить;
— что такое экологический сбор и как извлечь из него прибыль;
— почему использовать топливо из отходов выгодно и какие перспективы у этого нового для российских цементников направления.

Введение

Использование отходов в различных производствах — это общемировая тенденция, которая не обошла стороной цементную промышленность России.

Обращение с отходами в стране регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреб­ления» (далее — Закон № 89-ФЗ). В редакции 458-ФЗ в ст. 1 закона даются следующие опре­деления обращения с отходами:

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл пос­ле соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 утвержден новый Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). В табл. 1 приведены некоторые виды отходов, которые могут быть утилизированы или обезврежены в цементной печи.

Можно выделить три направления использования отходов в цементном производстве:

1) применение отходов добычи полезных ископаемых, металлургических шлаков, золо­шлаковых отходов и др. в качестве добавки в сырьевую смесь или при помоле цемента;

2) замещение основного ископаемого топ­лива горючими отходами — энергосберегаю­щая технология, применяемая почти на всех цементных заводах Европы и крайне медленно внедряемая в России;

3) уничтожение (обезвреживание) в цементной печи таких отходов, как гальвано­шламы, осадки очистных сооружений и др.

Первое направление (добавки, вводящиеся в сырьевую смесь или при помоле цемента) — отходы преимущественно малоопасные (IV и V классов). Данная технология утилизации отходов широко практикуется еще со времен СССР.

Технология обезвреживания в цементной печи таких отходов, как гальваношламы, осадки очистных сооружений и др., в России практически не применяется. Примеры использования цементной печи специально для уничтожения отходов в стране единичны и законодательно никак не урегулированы. В странах ЕС такие отходы сжигаются цементными заводами для получения экономической выгоды, за достаточно высокую плату. Например, на цементном заводе группы Vicat в г. Креши (Франция) сжигают, в частности, канализационный фильтрат после механического удаления из него основной части влаги при помощи пресса. Коэффициент замещения традиционного топлива на этом заводе в 2008 году превысил 65% Поэтому в данной статье авторы уделили первоочередное внимание технологии замещения основного ископаемого топлива (угля, природного газа) горючими отходами. Данная технология интересна еще и тем, что она решает сразу две глобальные задачи: 1) ресурсосбережения (достигается экономия ископаемого топлива); 2) утилизации отходов производства и потребления.

Так почему же данная технология так широко используется в странах ЕС и практически не используется в России? Основных причин две:

1) достаточно низкая стоимость ископаемого топлива (природного газа, угля) по сравнению с его стоимостью в странах ЕС;

2) неоднозначность толкования норм законодательной базы РФ, в том числе в части обращения с отходами, и как следствие — множественные административные барьеры, усложняющие получение разрешительной документации.

 

Таблица 1

Отходы, которые могут быть утилизированы или обезврежены в цементной печи

Вид отходов

Код ФККО*

Добавки в сырьевую смесь

Зола от сжигания угля малоопасная

6 11 100 01 40 4

Шлак от сжигания угля малоопасный

6 11 200 01 21 4

Золошлаковая смесь от сжигания углей при гидроудалении золы-уноса и топ­ливных шлаков практически неопасная

6 11 300 02 20 5

Шлак мартеновский

3 51 210 01 20 4

Шлаки сталеплавильные

3 51 210 21 20 4

Горючие отходы

Шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные

8 41 000 01 51 3

Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные

9 21 130 02 50 4

Упаковка полипропиленовая, загрязненная пестицидами, II класса опасности

4 38 129 83 51 3

Осадок (шлам) флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15 % и более

7 23 301 01 39 3

Остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе

7 41 119 11 72 4

Отходы для обезвреживания в цементной печи

Гальваношламы                                                                                                                          —

Осадок биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженный методом естественной сушки мало­опасный

7 22 221 11 39 4

Отходы от резки денежных знаков (банкнот)

4 05 510 01 29 4

 

* Последняя цифра кода ФККО обозначает класс опасности отхода.

 

Использование отходов при производстве цемента

В России цемент производится с использованием природного газа или угля в качестве технологического топлива. Если учесть рост цен на ископаемые виды топлива как на невозобновляемый ресурс, то при обострении конкуренции на рынке сбыта цемента целесообразен поиск его дешевых видов, какими являются альтернативные виды топлива, полученные из различных отходов.

С точки зрения законодательства использование отходов в цементном производстве в качестве альтернативного топлива (АТ) может быть реализовано двумя способами.

1) Обработкой и утилизацией (здесь и далее используется терминология Зако­­на № 89-ФЗ) отходов занимается специализированная организация, при этом цементные заводы получают готовое «топливо».

В этом случае отходы переводят в продукт путем их предварительной подготовки (обработки, согласно Закону № 89-ФЗ) посред­ством сепарации, измельчения, обезвоживания и др. Эту задачу выполняет поставщик продукта, некий мусоропереработчик — утилизатор отходов, имеющий соответствующую лицензию, а цементный завод получает готовое к использованию топливо (сырье). Как правило, такие виды топлива готовятся из однородных по химическому или фракционному составу отходов IV—V классов опасности, таких как древесина, старая мебель, горючие фракции хвостов сортировки твердых коммунальных отходов (ТКО), железнодорожные шпалы и др. Поставщик продукта берет на себя вопросы, связанные с получением разрешительных документов на обращение с отходами (лицензии), соответствующее обучение кадров и др.

На продукт (АТ) разрабатывают технические условия, проводят требуемые исследования и при необходимости получают добро­вольные сертификаты соответствия на продукцию. Наиболее известный пример реа­лизации такой схемы в РФ — производство топлива из хвостов сортировки ТКО на предприятии в Санкт-Петербурге и поставка его на один из цементных заводов в Ленинградской области. Сегодня используют отходы как топливный продукт также ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент», ООО «Тулацемент» (древесная щепа).

Этот способ имеет следующие недостатки:

завод несет дополнительные затраты на производство топлива из некоторых видов отходов, которые можно утилизировать без подготовки (например, автопокрышки можно подавать в печь целиком, многие нефтяные шламы также можно использовать в цементных печах без подготовки);

неоднозначное и настороженное отношение должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к переводу отходов в продукцию, связанное с тем, что данный вопрос законодательством об отходах не урегулирован, а регламентируется Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

за поставку топлива, произведенного специализированной лицензированной организацией, заводу необходимо платить, в то время как при наличии лицензии завод получил бы плату от «образователя» отходов за их прием на утилизацию.

2) Цементный завод получает лицензию на обращение с отходами (утилизацию) и сам выступает как переработчик и потребитель отходов, при этом в печь формально отправляет не топливо, а обработанные отходы.

Второй способ сложнее в смысле получения необходимой разрешительной документации, но имеет ряд неоспоримых преимуществ:

наличие лицензии дает возможность принимать широкий спектр отходов без предварительной подготовки;

получение платы за утилизацию от образователей отходов.

Так уже работают Щуровский и Калужский цементные заводы компании LafargeHolcim, до 2014 года работало ОАО «Мордовцемент», в стадии подготовки и получения лицензии на обращение с отходами находятся еще несколько цементных заводов.

Сегодня в странах ЕС заводы принимают  топливо из отходов от организаций, которые его предварительно подготавливают, и получают плату за их использование в технологическом процессе. В России на выбор одного из двух способов действий при использовании отходов также влияет готовность цементного завода организовать смежное производство по их подготовке к подаче в печь (для ТКО, шпал и других твердых отходов это, как правило, линия измельчения и сепарации). Если завод не может пойти на такие вложения и, следовательно, иметь соответствующую лицензию, то у него нет права на получение платы за утилизацию от образователя отходов, и она достанется переработчику. Чтобы получить лицензию, заводу достаточно иметь или проектировать устройства подачи отходов в печь (не все отходы нужно подготавливать: например, покрышки часто подаются целыми, шламы — жидкими, в том виде, в каком они отгружаются с нефтеперерабатывающего завода, и т. д.).

Если лицензия есть и у переработчика, и у завода, то плата за утилизацию может распределяться между ними по взаимной договоренности; никаких регламентирующих это правил нет. Например, переработчик, который за счет получения лицензии покрывает свои расходы на измельчение железнодорожных шпал, может выразить готовность отдавать заводу топливо бесплатно или с минимальной доплатой (допустим, 100 руб. за 1 т). Обычно в таких случаях работают экономические законы — есть продукт, продавец и покупатель. Продавцу лучше заработать хоть что-то, чем совсем ничего, поэтому обычно он идет навстречу покупателю и снижает цену (при отсутствии других покупателей), как, впрочем, и при отсутствии у завода лицензии.

Разрешительные (экологические) документы, необходимые предприятию для использования отходов

Вне зависимости от выбранного способа действий использование отходов для частичного замещения основного топлива в цемент­ных печах повлечет за собой прежде всего изменения качественного и количественного состава выбросов, поэтому в обоих случаях необходимо корректировать имеющуюся разрешительную документацию, а именно:

проект нормативов предельно допустимых выбросов и разрешение на выбросы загрязняющих веществ;

проект обоснования расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (СЗЗ), с дальнейшим установлением окончательного размера СЗЗ.

Если для использования отходов в качестве альтернативного топлива в цемент­ных печах (при первом способе действий, т. е. без получения лицензии) необходимы реконструкция и/ или строительство объектов капитального строи­тельства, то нужно разработать проект­ную документацию. Состав ее разделов и требования к их содержанию регламентируются постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87. Отметим, что согласно Федеральному закону от 28.12.2017 № 422-ФЗ
«О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экс­пертизе» и статью 12 Федерального закона «О  внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2019 года данная проектная документация подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня, если производство клинкера отнесено к 1 категории в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015.

Когда хозяйствующий субъект использует в своем производстве отходы (т. е. при втором способе действий), помимо корректировки указанной выше документации необходимо также корректировать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и, как уже отмечено выше, получить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности.

Получение лицензии на конкретный вид деятельности по обращению с отходами определяется исходя из задач, которые ставит перед собой хозяйствующий субъект.

На какие виды деятельности необходимо получить лицензию в случае использования отходов в цементных печах?

Суть технологии использования отходов при обжиге клинкера заключается в их дозированной подаче в печь. При сжигании отходов зола АТ попадает в материал, подвергающийся тепловой обработке, и затем ее компоненты переходят в состав клинкера. Таким образом, происходит полная утилизация золы АТ в составе клинкера и, следовательно, повторное использование отходов в качестве сырьевого компонента.

Согласно приведенным в Законе № 89- ФЗ формулировкам, упомянутым в начале статьи, сжигание попадает под определение «обезвреживание отходов». Это связано с тем, что при «классическом» сжигании отходов образуется зола, т. е. уменьшается масса отходов, изменяются их состав, физические и химические свойства. В случае использования отходов в цемент­ных печах зола не образуется — она переходит в состав клинкера, т. е. используется для производства товаров (продукции). Поэтому данную деятельность необходимо классифицировать как утилизацию отходов. Одна­ко Росприроднадзор и административные органы на местах не всегда это подтверж­дают. Даже если они признают, что сжигание отходов в цементной печи является утилизацией и что экологическая экспертиза для таких проектов не нужна, ответственность за окончательное решение вопроса о том, как классифицировать данный процесс, обычно возлагается ими на заказчика по проекту или разработчика проектной документации. Нередко то или иное учреждение пытается трактовать сжигание АТ в цемент­ной печи как обезвреживание, что означает необходимость проведения экологической экспертизы проекта. В таких случаях нужно настаивать, что это именно утилизация, и обосновывать свою позицию. Напомним: для этого требуется получить лицензию.

Также необходимо обратить внимание на следующее:

если при производстве клинкера планируется использовать отходы, образующиеся на собственном производстве, то достаточно получить лицензию только в час­ти утилизации. Если же хозяйствующий субъект планирует принимать отходы от третьих лиц, то помимо деятельности по утилизации отходов I—IV классов опасности может потребоваться включить в лицензию деятельность по сбору и транспортировке этих отходов;

если перед подачей в цементную печь осуществляется предварительная подготовка отходов, в том числе их сортировка, разборка, очистка, то лицензия помимо указанных выше видов деятельности должна включать в себя и деятельность по обработке отходов.

В табл. 2 приведен перечень документов, необходимых для получения лицензии на дея­тельность по сбору, обработке, утилизации отходов I—IV классов опасности в соответ­ствии с «Положением о лицензировании дея­тельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности».

 

Таблица 2

Перечень документов необходимых для получения лицензии на деятельность
по сбору, обработке и утилизации отходов I—IV классов опасности

Лицензионные требования к соискателям лицензии

Виды обращения с отходами

Сбор

Обработка

Утилизация

Заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»

+

+

+

Перечень конкретных видов отходов I—IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов

+

+

+

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами

+

+

+

Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I—IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях)

+

+

+

Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ

+

+

Копии трудовых договоров на осуществление деятельности в области обращения с отходами, копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I—IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «г» пункта 3 настоящего Положения

+

+

+

Копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I—IV классов опасности

+

+

+

Платежное поручение, подтверждающее оплату государственной пошлины

+

+

+

 

 

Экономика использования горючих отходов в производстве цемента. Затраты и окупаемость

На современном этапе развития технологий обжига одним из самых эффективных способов снижения себестоимости портланд­цементного клинкера и соответственно порт­ландцемента является замена части дорогостоящего ископаемого топлива на АТ из отходов. Экономический эффект достигается, в частности, за счет получения цементным заводом платы за утилизацию отходов.

При замене основного вида топлива на альтернативные энергоресурсы (в том числе отходы III—V классов опасности) решаются сразу две глобальные задачи: 1) ресурсо­сбережение (экономия природного газа); 2) утилизация отходов (их использование для производства товаров (продукции)).

Вопросы экономики использования горючих отходов в производстве цемента также следует рассматривать для двух случаев: 1) получение заводом продукта (работа без лицензии), 2) получение заводом отхода (работа с лицензией). В первом случае завод платит деньги за АТ как за продукт, во втором случае может получать плату за утилизацию от образователя отходов.

Как показывает практика, самыми крупнотоннажными АТ, которые будут потреб­лять цементные заводы в ближайшие годы, являются древесная щепа, автопокрышки и топливо, произведенное из ТКО: RDF (refuse-derived fuel — общее название топлива из отходов, состав которого не регламентирован) или SRF (solid recovered fuel — твердое восстановленное топливо, получаемое из неопасных отходов в соответствии с европейским стандартом EN 15359. В России таких стандартов пока нет). Остановимся на автопокрышках и RDF, так как это наиболее показательные примеры.

В Законе № 89-ФЗ определены тарифы по обращению с ТКО на обработку, обезвреживание и захоронение. Таким образом, если цементный завод получает лицензию на обращение с отходами (далее лицензия), может самостоятельно организовать обработку ТКО, т. е. организовать площадку приема смешанных ТКО от населения и организаций, построить мусоросортировочный комплекс с производством RDF и дальше передавать хвосты на захоронение объектам размещения ТКО, то это позволит заводу получить плату по тарифу на обработку ТКО. Завод получает статус оператора по обращению с ТКО и должен быть включен в территориальную схему по обращению с ТКО субъекта РФ.

Данный тариф на обработку должен оплачиваться заводу региональным оператором из средств, полученных в рамках сбора платежей от населения по новой коммунальной услуге по обращению с отходами и тарифов на комплексную услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оплачиваемую организациями и учреждениями производственного и общественного назначения. Наиболее близко к этому подошел завод LafargeHolcim в Ферзиково (имеющий лицензию на обращение с отходами), который включен в территориальную схему обращения с отходами (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской обл. от 22.09.2016 № 496 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калужской области»).

В соответствии с принятыми в 2014 году изменениями в закон «Об отходах производства и потребления», 9 апреля 2016 года было принято постановление Правительства РФ № 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров». Соглас­но данному постановлению, для большинства изделий, относящихся к товарам народного потребления, установлен экологический сбор, ставки которого на некоторые горючие отходы приведены в табл. 3.

 

Таблица 3

Ставки экологического сбора для некоторых групп отходов, установленный для уплаты при отсутствии самостоятельной утилизации на предприятии

Группа отходов

Ставка сбора, руб./т

Группа № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие»

2378

Группа № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые, восстановление протекторов и резиновых шин»

7109

Группа № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»

3844

Группа № 19 «Изделия пластмассовые прочие»

4156

 

Рассмотрим схему получения платы за утилизацию от образователя отходов на примере переработчика старых покрышек.

Пусть некий производитель покрышек (далее — производитель) обязан предоставить в Росприроднадзор документы, подтверждающие самостоятельную утилизацию изношенных (бывших в употреб­лении) автопокрышек. В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 2491-р, норматив утилизации продукции, утратившей свои потребительские свойства, в 2016 году составил 15 %, в 2017 году — 20 % годового тоннажа выпус­каемой продукции. Если указанные документы не будут предоставлены в срок, производителю придется заплатить экологический сбор в размере 7109 руб. за каждую тонну продукции, не имеющей подтверждения об утилизации (см. табл. 3).

Чтобы получить документы, подтверж­дающие утилизацию изношенных автопокрышек, производитель подписал соответствующий договор с другим предприятием — переработчиком (например, цементным заводом или производителем резиновых порошков из покрышек), который имеет лицензию на обращение с изношенными автопокрышками. Согласно договору, производитель платит переработчику около 4000 руб. за утилизацию каждой тонны покрышек. Переработчик принимает (покупает) изношенные покрышки в соответствующем объеме у сторонних поставщиков (оператора по сбору покрышек, автосервисной компании, автопарка и т. п.), затрачивая на их приобретение (в том чис­ле на организацию сбора и доставки) около 2000 руб./т, и выдает производителю подтверждающие утилизацию документы. При этом не важно, каким конкретно предприя­тием выпущены принятые для утилизации покрышки — важна только их масса. Таким образом, производитель экономит 3109 руб. при утилизации каждой тонны покрышек, а переработчик не только не платит за сырье — изношенные покрышки (в случае с цементным заводом — за высоко­калорийное топливо), но еще и получает доплату за его утилизацию в размере около 2000 руб./т.

Данная схема для цементного завода может быть реализована не только в случае покрышек, но и деревянной и полимерной тары и упаковки, текстильных изделий, бумаги и др.

Сегодня сбор и доставку покрышек организуют фирмы с лицензиями — в основном это переработчики или перевозчики отходов. С принятием закона об экологическом сборе появился экономический стимул создания схем сбора и переработки покрышек. однако вполне возможно, что в регионе расположения цементного завода такой схемы нет. Если завод получает лицензию и достигает договоренности с каким-либо производителем покрышек о «закрытии» экологического сбора, то эта схема организуется довольно быстро благодаря экономическим рычагам —завод получает плату за утилизацию от производителя и стимулирует спрос на изношенные покрышки в регионе. Однако если заводу не удастся достичь договоренности о коммерческой утилизации, то ему придется создавать систему сбора и работать, не получая плату за утилизацию.

Примеры укрупненного расчета экономического эффекта в случаях использования автопокрышек или RDF при замещении 20 % природного топлива альтернативным приведены в табл. 4 для «сухой» печи мощностью 1 млн т клинкера в год. Для простоты расчета принимается, что 1 т автопокрышек или 2 т RDF замещают 1000 мгаза; цены приведены без НДС.

 

Таблица 4

Расчет экономического эффекта замещения природного топлива
на АТ, полученное из автомобильных покрышек, и на RDF

Показатель

Единица
измерения

Топливо
из покрышек

RDF

Газ

Газ + АТ

Газ

Газ + АТ

Исходные данные

Потребление газа без его замещения АТ

тыс. м3/год

130 000

130 000

Потребление газа при его 20 %-м замещении

тыс. м3/год

104 000

104 000

Потребление АТ при 20 %-м замещении газа

т/год

26 000

52 000

Стоимость газа

руб./м3

5,0

5,0

Стоимость электроэнергии

руб./кВт

4,0

4,0

Стоимость АТ

руб./т

–2 000

1 000

Установленная мощность энергопотребителей линии подачи АТ

кВт

200

200

Капитальные вложения

Стоимость линии подачи АТ в декарбонизатор, включая шлюз, АСУ, КИП, проектно-изыскательские работы

тыс. руб.

84 000

84 000

Текущие затраты

Стоимость основного топлива

тыс. руб./год

650 000

520 000

650 000

520 000

Стоимость АТ

тыс. руб./год

–52 000

52 000

Стоимость электроэнергии

тыс. руб./год

6 000

6 000

Амортизация (7 лет, около 14,3 % в год)

тыс. руб./год

12 000

12 000

Фонд оплаты труда обслуживающего персонала (восемь человек)

тыс. руб./год

3 840

3 840

Итого

тыс. руб./год

650 000

489 840

650 000

593 840

Экономический результат

Экономический эффект

тыс. руб./год

160 160

56 160

 

 

 

Согласно Закону № 89-ФЗ, производство RDF из горючих фракций ТКО является обработкой, а сжигание RDF в цементной печи — утилизацией обработанных отходов.

Если RDF используется как продукция, то цементный завод не сможет получать от образователя отходов плату за утилизацию, так как утилизацию будет проводить компания-производитель RDF, к тому же отходы не являются товаром и их нельзя купить. Цикл производства RDF подразумевает многостадийную сепарацию, измельчение, а во многих случаях — еще и сушку. Поэтому компания-переработчик отходов (имеющая лицензию) потратит полученную ею плату по тарифу на обработку отходов (соглас­но Закону № 89-ФЗ) на производство RDF. Более того, заводу придется платить за RDF, так как сумма платы по этому тарифу будет ниже себестоимости обработки. Сегодня на рынке сложилась цена на указанный вид топлива в среднем около 1000 руб./т с НДС (включая доставку). В данном случае с точки зрения экономики цемент­ному заводу не принципиально — принимать RDF как отход (имея лицензию) или как сертифицированное АТ.

Похожая ситуация и с железнодорожными шпалами. По итогам тендеров РЖД, плата за их утилизацию составляет около 2000 руб/т. Но если их подготовкой к подаче в печь (измельчением) занимается сторонний переработчик, то за поставляемую щепу из железнодорожных шпал цементному заводу придется платить.

Однако возможен и другой подход — завод LafargeHolcim в Ферзиково (имеющий лицензию на обращение с отходами), на котором в составе линии подачи последних в печь есть шредер для измельчения отходов, принимает смешанную не измельченную массу горючих фракций ТКО с доплатой за утилизацию. Измельчение осуществляется непосредственно перед подачей отходов в печь, т. е. отходы частично обрабатываются самим цементным заводом. В этом случае горючие фракции ТКО могут приниматься им от переработчика по договоренности как отходы с доплатой за утилизацию.

Пока предложений RDF на рынке мало, что связано с низким интересом к данной теме со стороны цементного сообщества и соответственно нежеланием вкладывать средства в оборудование для производства RDF переработчиками мусора, но со временем, когда усилится конкуренция на рынке RDF, цена на него упадет. Также следует учесть, что в экономический расчет (табл. 4) заложена стоимость оборудования для приемки, хранения и подачи отходов в печь, выпускаемого европейскими производителями, а уже сейчас есть соответствующее оборудование российского производства, которое почти в 2 раза дешевле европейских аналогов.

Кроме того, получение цементным заводом лицензии на обращение с отходами дает возможность получать плату за утилизацию от образователя отходов и значительно повышает прибыльность использования горючих отходов в качестве топлива.

Риски работы с АТ из отходов

В случае лицензированной утилизации, отходов цементный завод может позволить себе снизить плату за этот процесс, чтобы привлечь их необходимые объемы. Это также позволит заводу не зависеть от конкурентов в области обращения с отходами.

В случае работы без лицензии не следует опасаться резкого повышения цен на  АТ, например, на RDF. Специфика отрасли переработки отходов такова, что производитель RDF крайне заинтересован в том, чтобы его продукт, произведенный из отходов, покупали (или даже принимали бесплатно). В противном случае ему придется весь объем ТКО, поступивших к нему для производства RDF, везти на захоронение и платить за их доставку на полигон и размещение на нем.

Отметим, что в последнее время в РФ закрыт ряд крупных полигонов ТКО или ограничен срок их действия (например, в 2017 году в Московской области закрыты полигоны «Кучино», «Царево», «Кулаковский»). В связи с этим ситуация с предложением RDF на рынке может поменяться скачкообразно в лучшую для потребителя RDF сторону. Уже сейчас в большинстве регионов для предприятий, занимающихся сбором, транспортировкой и обработкой ТКО, каждая лишняя тонна отходов, вывозимых на полигон, становится критичной по следующим причинам:

тарифы на размещение отходов на полигонах уже выросли и будут увеличиваться дальше;

существующие полигоны заполняются и закрываются, а площади под строительство новых полигонов не выделяются. В результате отходы приходится возить на существующие, но более удаленные полигоны (соответственно увеличивается плечо перевозки отходов). Но и они в свою очередь через несколько лет также будут переполнены.

При затратах на перевозку и размещение ТКО (сейчас в среднем около 1600 руб/т), которые существенно больше себестоимости производства RDF (800—1000 руб/т), скорее производителю RDF жизненно необходима гарантия от потребителя — цемент­ного завода, что он заберет все объемы, а не наоборот. И в этой ситуации сложившийся уровень цен на RDF — в среднем 1000 - 1200 руб/т с доставкой (при теплотворной способности не менее 18 МДж/т) — может в ближайшие годы резко снизиться.

К тому же в каждом регионе, как правило, существуют несколько конкурирующих друг с другом компаний, которые занимаются обращением с отходами, что также благотворно скажется на цене RDF. Риск повышения цены возможен только в случае недостатка RDF на рынке, что при наличии спроса со стороны цементников практически нереально.

В основном в России цементные заводы располагаются недалеко от крупных городов, которые могут служить источником АТ. Объемы генерируемых ТКО в расчете на одного жителя города составляют приблизительно 400 кг/год. Таким образом, в городе с населением 300 тыс. человек за год образуется порядка 120 тыс. т ТКО. Добавив к этому отходы от предприятий и организаций, подобные ТКО, получим около 200 тыс. т в год. Доля топливной составляющей в этих отходах оценивается в среднем в 25 %, т. е. 50 тыс. т в год, что по энергетической ценности эквивалентно приблизительно 25 млн мприродного газа.

Если учесть, что экономически оправданное плечо доставки RDF на цементный завод составляет порядка 200 км, то в зависимости от региона, ситуации с полигонами и мусоропереработкой в целом завод может получать АТ из нескольких крупных населенных пунктов.

По различным оценкам, в одном регио­не центральной части России образуется 15— 20 тыс. т изношенных автопокрышек в год. Они также аккумулируются в крупных городах и вдоль федеральных трасс. Таким образом, расположение цементного завода недалеко от населенных пунктов с населением более 100 тыс. человек гарантирует обеспечение предприятия различными видами АТ.

Обязательно нужно рассматривать вариант установки оборудования для подготовки АТ на цементном заводе. Как правило, подготовка требуется только для твердых отходов типа древесины, смешанных горючих отходов, в том числе с предприятий (кроме ТКО это могут быть деревянные шпалы, упаковка, бумага, поли­этилен, ковролин и др.). Для их подготовки нужны шредерная линия и сепараторы, м.б. сушка. В большинстве случаев указанное оборудование универсально. При этом, учитывая, что обыч­но известно, какие именно отходы даже теоре­тически могут быть поставлены на завод в данном регионе (в радиусе 300—400 км), можно подобрать оборудование именно для них.

Заключение

В целом ситуация с законодательством вселяет надежду на некоторое упрощение деятельности по обращению с отходами. Например, в Торгово-промышленной палате РФ рассматривается вопрос о внесении изменений в федеральное законодательство в части отсутствия необходимости получать заключение Государ­ственной экологической экспертизы на новые технологии по производству RDF.

Что касается выбора для цементного завода — по какому пути идти, работать с лицензией на обращение с отходами или без нее, — получение такой лицензии значительно расширяет возможности предприятия по спектру используемых в производстве отходов, улучшает экономические показатели, а также добавляет предприятию статус оператора по обращению с отходами, что в региональных масштабах может оказаться весьма полезным.

 

Другие статьи